Автомобильный портал

Катализатор в автомобиле, он же каталитический нейтрализатор, служит для очистки выхлопных газов методом дожигания, то есть окисления избыточным кислородом. Применение его обусловлено жесткими экологическими нормами, другой практической пользы владельцу автомобиля он не дает.

Зато вполне способен доставить определенные неприятности, иногда очень серьезные. Поэтому некоторые не очень сознательные автомобилисты разными способами от него избавляются.

Стоит также отметить, что многие компании сегодня занимаются приемом катализаторов, которые уже отработали свой срок службы. Так что автомобилисты могут заработать на этом.

Чем может угрожать автомобилю неисправный катализатор?

Устроен узел достаточно просто. В нем имеется керамическая или металлическая сотовая структура, образующая большое количество мелких каналов для газа. Проходя через них, в присутствии имеющихся на стенках благородных металлов, вредные активные и не очень составляющие выхлопа преобразуются в менее вредные газы путем известной из химии каталитической реакции. Сам материал нейтрализатора при этом не расходуется и теоретически может служить вечно.

Но вечно не получается. Причин тому несколько:

  • низкая механическая прочность керамических структур;
  • засорение сот твердыми отложениями углеводородов, например, от моторного масла;
  • применение низкокачественного топлива;
  • перегревы при длительных больших нагрузках;
  • повреждение посторонними мелкими частицами.

В результате сотовая структура оплавляется и выкрашивается, что с одной стороны препятствует свободному выхлопу, а с другой – обломки могут попасть обратно в цилиндр. Такое случается из-за пульсирующего характера работы двигателя с высокой частотой перепадов давления, а также на некоторых режимах, например, торможении двигателем.

Забитый и оплавленный катализатор снижает мощность мотора, вплоть до полной остановки. А при попадании керамики в цилиндр все заканчивается задирами, расходом масла и снижением компрессии. Мотору потребуется капитальный ремонт.

Экономия на экологии

Произойти все это может при любом пробеге. Имеющаяся система контроля катализатора в виде двух кислородных датчиков замечает только полный отказ, а начинающееся разрушение, когда обломки особенно опасны, можно определить, только разобрав выпускную систему. Опасаясь проблем, многие демонтируют катализатор, уже начиная с пробегов в 30-50 тысяч километров. Причем в целях экономии делают это простейшим способом – пробивают его хрупкую начинку насквозь, вытряхивая из корпуса обломки керамики. Метод абсолютно некорректный, влечет за собой зажигание индикации о неисправности на приборной панели, но это можно обойти прошивкой программного обеспечения.

Есть и другие способы, начиная от установки всевозможных обманок и пламегасителей, заканчивая штатными или ремонтными вставками. Но это обходится несколько дороже. И пока заводы не прекратят экономить на прочности катализаторов, автомобилисты будут продолжать жертвовать экологичностью моторов, не желая платить за дорогие и ненадежные устройства.

Рейтинг: 
0
No votes yet