Автомобильный портал

Дорожные знаки

Обустройство дорог и автомагистралей в первую очередь предполагает размещение технических средств для регулировки движения. Это очень важно, ведь они в первую очередь необходимы для обеспечения безаварийного движения по магистрали. Если дорожные указатели не установлены или установлены неправильно, то это грозит авариями. Поэтому согласование с ГИБДД установки знаков является необходимым этапом монтажа.

В 1887 году польский доктор Людвиг Заменгоф представил общественности свое изобретение - язык эсперанто, на котором, по замыслу автора, вскоре предстояло дружно заговорить всему миру. Однако к XXI веку универсальным средством общения стало кое-что совершенно иное - система, впервые сформулированная 16 годами позднее. Речь идет о дорожных знаках, которые ныне практически одинаковы в любом уголке земного шара и понятны любому, кто хоть как-то контактирует с дорожным движением. Впрочем, путь к этому единообразию был непростым и вполне себе тернистым.

Прародители современных «кирпича, желтого ромбика и компании» появились очень давно, но у них было мало общего со своими потомками - нашими современниками. Первые дорожные знаки сообщали расстояние до населенных пунктов, иногда предписывали не соваться в том или ином направлении, но не предупреждали о конкретных опасностях, не ограничивали скорость и не делали еще много чего. Другое дело, что сегодняшнее разнообразие было ни к чему до тех пор, пока не изобрели автомобиль.

Однако почти сразу же стало очевидно, что этой четверки ну никак не хватает, чтобы описать все разнообразие неприятных сюрпризов, ожидающих водителя в пути. Так что страны мира активно продолжили вводить у себя новые дорожные знаки. Автомобилист, пересекавший границу, попадал в опасную ситуацию - в окружение совершенно непонятных табличек. Хорошо еще, если дело происходило в Европе, где с самого начала повадились обозначать все пиктограммами, хоть как-то поддающимися интуитивному пониманию.

Вместе с развитием знаковой системы эволюционировали и материалы, из которых их делали. Первые знаки - если не считать, конечно, римские дорожные столбы и камни-указатели - делали из чугуна. Понятное дело, что таблички эти были тяжелыми, громоздкими, так что установить их было непросто. Только в середине ХХ века чугун был постепенно вытеснен куда более легким и не подверженным раскалыванию при ударе алюминием. Уже к концу Второй Мировой большинство дорожных знаков в Европе были сделаны из алюминиевых листов и оклеены пластиковым покрытием, иногда даже со светоотражающим составом.

На знаке, предупреждающем о том, что дорогу могут внезапно пересекать животные, «Венская конвенция» допускает использовать изображения любых зверей. Поэтому на просторах Австралии часто увидишь дорожный знак с кенгуру, на Шпицбергене - с белым медведем, в Гибралтаре - с обезьяной, а кое-где - и вовсе с пьяным человеком.

Свой современный вид большинство дорожных знаков обрело в 1968 году, на конференции ЮНЕСКО в Вене. Были стандартизированы восемь видов указателей: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, преимущественного проезда, особых предписаний, указатели направлений, а также дополнительные таблички.

И вот только происхождение формы дорожных знаков покрыто печатью тайны. Исключение составляет, пожалуй, разве что восьмиугольный STOP. Столь необычный контур ему придумали в 1914-м в США - для того чтобы этот указатель можно было различить в темноте (технологию светоотражания тогда еще не разработали). А насчет родословной остальных форм ходят разве что домыслы. Например, гипотеза о том, что предупреждающие знаки стали треугольными потому, что произошли от коровьих черепов на шестах, символизировавших в Средневековье места, где хозяйничают разбойники.