Автомобильный портал

12 апреля 1928 года принято считать днем рождения сахалинской дорожной отрасли. Именно в этот день во исполнение директив XV съезда ВКП(б) на острове создается орган государственного управления дорожным хозяйством - Сахалинский окружной дорожный отдел.

Ему досталось скудное наследство, настоящих дорог на Сахалине не было. Остров, в 1869 году объявленный местом ссылки и каторги, заселялся медленно и трудно. До 1879 года на нем было всего 3 русских поселения с северной части острова. И только к концу века население достигло 40 тысяч человек, проживающих в 147 поселениях. Для сообщения между ними ссыльнокаторжные переселенцы и строили гужевые дороги.

"Все относимые ссыльнокаторжные работы подразделяются на шесть главных групп, - писал в отчете губернатор Сахалинской области М. Н. Ляпунов, называя строительство дорог вторым по важности делом.

- Безотрадно состояние путей сообщения, - отмечал он. - Силы каторги недостаточны для снабжения острова нужными дорогами. Из числа старых селений острова 22 совершенно отрезаны от центральных пунктов округов, сообщаясь с прочими селениями в течение большей части года пешеходными тропами, пролегающими по глухой тайге и тундре. Постройка магистральной дороги доведена лишь на 30 верст, считая от селения Опор до селения Уютного". Так было в 1901 году. А пять лет спустя другой губернатор, А. М. Валуев, докладывал: "Все грунтовые дороги находились в ведении тюрьмы и ее средствами строились и чинились. С упразднением каторги мосты рушатся, дороги постоянно становятся неудобными для движения... Крупные селения соединены грунтовыми дорогами. Некоторые отдельные селения связаны лишь пешеходными тропами".

Сто лет назад дороги на острове строились и ремонтировались жителями тех селений. через которые дороги проходили, и эта система позволяла как-то поддерживать дороги. Но русско-японская и Первая мировая война, революция замедлили дорожное строительство, в упадок пришло все хозяйство острова, население росло медленно. "В ряде других причин, тормозящих дело колонизации Сахалинского округа. - отмечалось в статистической справке 1927 года. - весьма существенную роль играет бездорожье, в связи с чем отсутствует сухопутная связь как между районами, так и с окружным центром, что, безусловно, самым отрицательным образом отражается на всей внутренней жизни округа и его экономики в целом".

В таком состоянии и принял дороги острова Сахалинский окружной дорожный отдел. Его усилиями к проблемам дорожного строительства привлекалось внимание властей. Были составлены ежегодные планы дорожных работ, к выполнению которых привлекались хозяйственные организации округа. Постановлением президиума облисполкома в 1938 году, например, утвержден план работ, по которому хозяйства области были обязаны выполнить дорожных работ в объеме 5354 человеко-дней, 2190 коне-дней, 12 автомобиле-дней на общую сумму 72988 сметных рублей. Предлагалось построить водопропускных труб 30 погонных метров, капитально отремонтировать 7,1 километра дорог, грунтовых улучшенных, 7,5 грунтовых профилированных, провести капитальный ремонт 46 метров мостов и текущий на 33,28 погонных метра, выполнить земляных работ в объеме 5785 кубометров, заготовить 1304 кубометра гравия.

Трудные, непосильные задачи решали дорожники области. Их прибавилось с освобождением южного Сахалина от японской оккупации в 1945 году. Перед областным дорожным отделом, образованным в 1946 году, ставились и задачи по содержанию дорог, очистке их от снега в зимнее время. Но дороги оставались в крайне неудовлетворительном состоянии. Единственная на острове машинно-дорожная станция, МДС-84, созданная в 1939 года в с. Дербенском на севере острова, перебазировалась на юг в пос. Ильинский и сразу приступила к строительным и ремонтно-восстановительным работам. В последующие годы на помощь ей комплектуются и другие МДС, а в 1958 году на базе трех МДС создано первое Дорожно-строительное управление. В истории осталось и имя первого начальника ДСУ, им стал Николай Иванович Беспалов. Впрочем, дорожники Сахалина помнят всех руководителей ДСУ поименно вплоть до нового XXI века.

Наиболее активно развиваются дороги острова в шестидесятые годы. В 1962 году начато строительство автодороги Южно-Сахалинск - Корсаков и за четыре года введено в эксплуатацию 30,4 километра дороги с асфальтобетонным покрытием и построено 10 железобетонных мостов. Это означало, что дорожные строители острова вышли на новый качественный уровень строительства, освоив современные технологии.

В шестидесятые годы начинается и строительство дороги на север. Эта столетняя мечта - соединить север и юг острова транспортной магистралью, обеспечивающей проезд автотранспорта зимой и летом, начала постепенно осуществляться. В 1968 году принято решение строить дорогу на север, пока до города Макаров. И на следующий год уже вводятся первые 8 километров автодороги с щебеночным покрытием.

Темпы строительства растут. За 1966-1970 годы построено 21,5 километра с асфальтобетонным покрытием и 12 железобетонных мостов в 297 погонных метров.

В следующую пятилетку, 1971-1975 годы, введено уже 48 километров асфальтобетонных дорог, до 1980 года - еще 70 километров. За 1981-1985 годы построен 61 километр с асфальтобетонным покрытием и 350 километров с твердым покрытием. К 1990 году еще 65 километров получили асфальтобетонное покрытие.

Но наибольшие темпы дорожного строительства на острове отмечены в 90-е годы прошлого века. За 1991-1995 годы введен 121 километр дорог с асфальтобетонным покрытием, построено 34 моста длиной в 1545 метров. В девяностые годы реконструируются важнейшие для области дороги, связывающие Южно-Сахалинск с портами Холмском и Корсаковом. Активно ведется дорожное строительство и на островах Курильской гряды.

Рейтинг: 
0
No votes yet