Автомобильный портал

Предтечу будущей автомагистрали М1 - дорогу, соединяющую Смоленск с Москвою, - не строили в привычном нам инженерном смысле. Она вырастала из стежек, просек и лесных троп. Постепенно обретала вид неширокого проселка, братьев-близнецов которого и сегодня немало найдется в России.

История полна парадоксов. Вот и в нашем случае отрадный в общем-то факт из истории дорог она замесила на кровавой русской смуте начала XVII века и напрямую связала с именем знаменитой польской авантюристки Марины Мнишек. Но чтобы читатель понял, какая связь между Мариной Мнишек и ремонтом и содержанием дорог, напомним несколько фактов из отечественной истории.

Некий дерзкий честолюбивый отрок постригся в монахи, но доля схимника не увлекала жизнелюбивого молодца. Переходя из монастыря в монастырь, он сделался известным патриарху, стал частенько бывать в царском дворце. Здесь родилась у него дерзкая мысль самому стать царем, а историю убиенного в Угличе царственного младенца Димитрия сделать средством к осуществлению задуманного.

Предприятие удалось... Признавая в Дмитрии природного русского царя, города один за другим распахивали перед ним свои ворота. В конечном итоге новоявленный царь Дмитрий благополучно достиг Москвы, где и опустил усталые чресла на "родительский" трон.

Пора было подумать и о царице. Самозванец въехал в Москву 20 июня 1605 года. А в сентябре, уверившись в нерушимости своего положения, он отправил в Польшу пышное посольство за ненаглядной Мариной. Но в Польше еще долгие месяцы не решались поверить, что теперь и впрямь, ничего не опасаясь, можно отправляться в Москву. И только в мае 1606 года кортеж будущей царицы русской двинулся в путь.

Кому как не Грише Отрепьеву, прирожденному скитальцу, было не знать о качестве русских дорог. Поэтому представляется вполне логичным, что царственный жених позаботился о том, чтобы прекрасную невесту не растрясло на бесчисленных ухабах, ямах и корневищах по дороге в Москву.

Вот здесь мы и подходим к событиям, происходившим почти 400 лет назад в местах, через которые теперь пробита прямая, как стрела, автомагистраль М1.

Конрад Буссов, немецкий ландскнехт. последовательно с 1601-го по 1611 год служивший Борису Годунову, Лжедмитрию 1 и Сигизмунду III, в соавторстве с Мартином Берем, пастором лютеранской церкви в Москве, написал довольно объемную "Хронику событий 1584-1613 годов". В этой любопытной хронике, в частности, указывается: "В 6 милях от Москвы расположен большой монастырь Вязема. Там Дмитрий велел сделать сильно укрепленный вал, чтобы узнать своих князей и бояр, как они могут оборонять, осаждать, штурмовать и брать крепости...".

Поначалу сообщение К. Буссова и М. Бера вызывает недоверие. Уж больно трудоемкая эта задача - отремонтировать и привести в порядок почти 500-верстную дорогу из конца в конец. Но когда погружаешься в контекст этой драматической коронации начала XVII века, недоверие начинает рассеиваться. Судите сами.

Путешествовала не рядовая польская дворянка. Ехала будущая царица русская. Поэтому ее поездка и коронация были обставлены с максимальной пышностью, какая только могла тогда быть. Во всех подробностях и мелочах.

В преддверии свадьбы своему будущему тестю Лжедмитрий послал 200 тысяч золотых. Дары, посланные невесте, стоили еще дороже - 800 тысяч золотых. Колоссальные, немыслимые деньги по тем временам.

В начале пути Марина направилась было к карете, но посланцы Дмитрия остановили ее: "Хотя санный путь уже погиб, но тебя, пресветлая государыня, ожидали здесь полторы недели тому назад, почему его величество цесарь и приказал изготовить сани".

Эти сани (всего их было трое) были верхом роскошества и мастерства. Снаружи они по кругу были обиты серебряными бляхами шириной в ладонь, наполовину позолоченными. Сзади кузов украшала большая серебряная звезда с царским гербом - двуглавым орлом - посередине. Внутри кузов был обит соболями. В ногах - персидские ковры, сиденье, подушка, валик - парчовые. Покров на ноги - красный бархатный, также подшитый соболями. Под стать саням была карета, в которую Марина пересела вблизи Москвы.

Русская писательница А. О. Ишимова в своей книге "История России в рассказах для ребят" (в XIX веке эта работа переиздавалась шесть раз и высоко оценивалась современниками, в том числе и А. С. Пушкиным) прямо указывает на то, что помимо миллиона золотых бесчисленная сумма была истрачена на путешествие Марины и ее свиты до Москвы.

В Москве Марина оказалась на вершине своего короткого счастья. Самозванец короновал ее венцом Мономаха. С царскими почестями на нее надели животворящий крест, бармы и цепь Владимира, помазали миром и причастили. Но уже через считанные дни самозванец был убит. Москвичи сожгли его труп и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел в Москву.

Когда объявился Лжедмитрий Второй, он призвал Марину к себе и та со слезами счастья "узнала" в нем якобы чудом спасшегося мужа. Но в конечном итоге и этот самозванец вынужден был спасаться бегством от стен Москвы и был убит в Калуге. Счастье окончательно отвернулось от Марины Мнишек. Одни из самых лучших дней в ее жизни были связаны с дорогой, с путешествием от Смоленска в Москву. И последние дни ее прошли возле дороги, но уже другой.

...Если вам доведется, читатель, проезжать через подмосковную Коломну в сторону Рязани, сразу же за мостом через речку Коломенку с левой стороны вы увидите кремль. Маринкина - так зовется его первая угловая башня. Согласно преданию, здесь была заточена и закончила дни свои несчастная Марина Мнишек.

Та самая, ради которой впервые в истории больших русских дорог одна из них была отремонтирована от западной границы и до самой Москвы. В последующие столетия ничего подобного на ней не наблюдалось. То ли самозванцев не хватало, то ли ездили они другим путем.

Рейтинг: 
0
No votes yet